lampalupa.ru

Шугаев Илья Викторович Один раз на всю жизнь Брак, семья, дети. Беседы со старшеклассниками

Протоиерей Илия Шугаев

Один раз на всю жизнь. Беседы со старшеклассниками о браке, семье, детях

Эти беседы возникли как крик отчаяния при виде того, что происходит с современной семьей. Если задуматься, откуда молодые люди черпают познания о семье и браке, то окажется, что нередко источником этих познаний становятся западные фильмы и сцены из жизни вечно скандалящих родителей. Ни будничный уклад, ни современное искусство не способны дать подростку образцов настоящей любви и верности. О том, что брак может быть вечным ему остается только мечтать. Задача, которую я ставил себе, идя на лекции к одиннадцатиклассникам, была очень простой: свидетельствовать о том, что истинная любовь существует, что надо только потрудиться, чтобы научиться любить по-настоящему; что есть незаметные на первый взгляд ошибки, которые могут привести к трагедии: убить в человеке способность любить; но от этих ошибок можно уберечься – об этом я тоже старался рассказать.

Хотелось бы верить, что когда-нибудь в школах вновь появится такой предмет, как «Этика и психология семейной жизни», но чтобы в отличие от старого, советского варианта, он отражал православный взгляд на семью. Недостаток подобного предмета явно ощущается. Физиками и химиками станут единицы из тысячи, хотя соответствующие дисциплины изучаются по нескольку лет. Семью же будут создавать почти все, а в школах об этом ничего не говорится, или же вводится секс-просвет.

Мои беседы были обращены к одиннадцатиклассникам города Талдом. Только в последнем перед выпуском классе можно было коснуться некоторых тем, относящихся к интимной стороне брака. Правда большинство педагогов и психологов, с кем я обсуждал возможное начало бесед, указывали на восьмой класс. Именно в это время в переходный возраст вступают и мальчики (у девочек переход начинается несколько раньше).

Текст бесед в этой книге шире каждой реальной беседы в школе. В зависимости от аудитории и вопросов, которые возникали у слушателей, рассказывалась только определенная часть темы. В книге же помещено то, что могло быть сказано.

Упоминаемые в 4-й и 6-й беседе видеофильмы распространяются в православном медико-просветительском центре «Жизнь». В первых изданиях книги к шестой беседе я рекомендовал в качестве видеоиллюстрации фильмы «Не убий» или «Безмолвный крик». Сейчас, я думаю, правильнее показывать фильм итальянских авторов «Чудо жизни». Это жизнерадостная картина о внутриутробном развитии ребенка. И хотя она отчасти повторяет фильм «УЗИ: свидетельства о ранних стадиях жизни», думаю, детям полезно посмотреть и то, и другое, поскольку оба фильма создают четкую психологическую установку на рождение детей. Тема зачатия, беременности и родов после просмотра вызывает радостное, возвышенно-торжественное чувство. Фильмы «Не убий» и «Безмолвный крик» построены на демонстрации негативной стороны беременности, связанной с абортами. Их можно показывать только тем подросткам, которые имеют установку на создание семьи и рождение детей и при этом не обладают обостренной впечатлительностью. Большинству же подростков следует показывать фильмы, рассказывающие о положительной стороне семьи.

В работе с подростками это главный принцип. Прежде чем говорить, как ужасны последствия ошибок, надо попытаться нарисовать прекрасный образ идеальной семьи с идеальными отношениями между супругами и детьми. Например, пугать девушек последствиями аборта почти бесполезно, поскольку любая и так знает, что аборт – это плохо. Тем девушкам, которые настроены на рождение детей, подобные запугивания не нужны. А у тех, которые не настроены на это, беременность и рождение детей и без того ассоциируется с негативным: токсикозы во время беременности, испорченная фигура, потом еще и грязные пеленки, бессонные ночи, проблемы в учебе и на работе и т. д. В этом случае информация об абортах не только не создает настроя на рождение детей, но, напротив, еще больше увеличивает неприятные ассоциации, связанные с беременностью и родами. Наша задача в том, чтобы каждая девушка знала, как должна правильно строиться семья, и стремилась к ее созиданию. Тогда она не согласится на отношения, которые приводят к дилемме: «Делать или не делать аборт?». Такой вопрос вообще не будет возникать, и дети станут плодом настоящей любви.

Всем добрый день! Книга «Один раз и на всю жизнь» - одна из самых моих любимых … На собственном опыте знаю, что у многих людей, прочитавших ее, что-то «щелкает» внутри, а в голове «все расставляется по полочкам»!

Результатом этого может быть даже окончание каких-то многолетних бесполезных (лишь опустошающих и изматывающих) отношений, и, спустя время, вступление в уже настоящий счастливый законный брак с любимым человеком.

Эта книга написана священником Илием Шугаевым. Язык книги - живой и доступный; по утверждению всех, прочитавших ее (и я это также в свою очередь подтверждаю) - "книга читается на одном дыхании".

Вот что можно сказать о ее содержании в двух словах (ниже приведен отрывок из аннотации к «Один раз и на всю жизнь»):

В книге рассматриваются основы семейной жизни и решается целый ряд вопросов: чем отличается любовь от влюбленности, что такое первая любовь, как выбрать супруга, что разрушает семью, каким должен быть внутренний уклад семьи. Книга обращена прежде всего к неверующим молодым людям, стоящим на пороге взрослой жизни, но будет также интересна всем читателям, независимо от их веры или возраста, интересующимся проблемой семьи.

Приведу пару мест из этой книги, которые мне наиболее понравились и запомнились:

1. К примеру, меня потрясла новая для меня информация, которая, наверняка, удивит и вас: о степени родства между мужем и женой... (это степень, оказывается, «нулевая» - как это понимать объяснено ниже).

Автор книги (священник Илья Шугаев) беседует со старшеклассниками и предлагает им задуматься над степенями родства, которые приняты в церкви... Например, между матерью и ребенком первая степень родства, между внуком и бабушкой – вторая, между братом и сестрой – тоже вторая (смотрите рисунок ниже: степень родства определяется числом восходящих и нисходящих линий до общего предка) (этот рисунок взят из электронной версии издания «© Илия Шугаев. Один раз на всю жизнь.»)

Да, вариантов много. Ближе всего к правильному ответу были те, кто говорил, что степень родства никакая, или никакой степени вообще нет. Только поясните мне, что вы имели в виду? Что супруги как бы и не родственники вообще, то есть они бесконечно далеки в смысле родства, или наоборот – они бесконечно близки, то есть у них нулевая, высшая степень родства? Понятно, вы думаете, что у них бесконечно далекая степень родства.
А Церковь говорит, что между мужем и женой нулевая степень родства. Что это значит? А какая у меня степень родства с моей ногой? Никакой! Она – моя, она – часть моего тела, мы с моей ногой не родственники, мы – одно тело. Так вот, моя жена – это часть меня, а не родственница мне. И при подсчете степеней родства связь между мужем и женой не учитывается. Например, между моей женой и моим братом – тоже вторая степень родства, как и у меня с ним.
Православная Церковь всегда знала, что муж роднее сына, что жена роднее дочери. Во много раз роднее.

2. В книге на легком и доступном языке приводится масса интересных примеров о том, как правильно (в идеале) должны строиться отношения между супругами. Один из моих любимых моментов – это известный многим психологам пример с «камнями»...

Чему можно уподобить семью? Представим себе два камня - острых, твердых. Пока они не соприкасаются друг с другом, то вроде все хорошо, никто никого не задевает, но положи их в мешок и потряси сильно и долго. Возможны два варианта развития событий: либо камни обтесываются и уже не ранят друг друга, либо не хотят избавляться от своих острых углов, и тогда рвется мешок, и камни вылетают из него. Мешок - это семья. Либо супруги через «мелкие» самопожертвования притираются, либо разлетаются в злобе друг на друга.

Первоначальная притирка в первые 2–3 года – это не предел того единения, которое может возникнуть. Хотя многие семьи именно на этом уровне и остаются. Мне хотелось бы, чтобы вы не забывали главную тайну брака и любви: два в плоть едину. Если всеми силами супруги будут преодолевать все искушения и достойно нести все тяготы семейной жизни, то через 10–15 лет эти два гладких камня сливаются во единый и не разделимый никакими силами камень.

Если развить далее эту мысль, то становятся понятными случаи, когда близкие люди (как правило, супруги или дети с родителями) уже и на расстоянии «чувствуют друг друга» как слившиеся на душевном уровне в одно целое. Так супруги могут даже на большом расстоянии друг от друга почувствовать, что именно в эту минуту с его второй половиной случилась или может случиться какая-то беда. «Почуявший» неладное может начать молиться за супруга/супругу или позвонить и проконтролировать, что у него/нее сейчас происходит – часто, таким образом, предотвратив неминуемую беду (известны массы таких примеров - может даже и в вашей жизни посчастливилось случиться нечто подобному).

В общем, я очень рекомендую вам полностью прочитать эту книгу - какой бы у вас ни был возраст (ее можно приобрести как в книжных магазинах, так и скачать в интернете - тут она имеется в свободном доступе). Она будет интересна и по-своему актуальна для всех! (каждый непременно найдет что-то, что именно ему «можно взять на вооружение» для решения своих собственных проблем).

Желаю мира и добра вашей семье!

Текущая страница: 2 (всего у книги 13 страниц)

Шрифт:

100% +

Внешность человека – это мутное стекло. Издали ты видишь только само стекло, а что находится за ним, разглядеть не можешь. Но когда прильнешь к такому стеклу, ты видишь только то, что находится за этим стеклом, а самого стекла уже не видишь.

Третий. Еще один признак истинной любви мне хотелось бы отметить. Это готовность к самопожертвованию , или более кратко – жертвенность .

Истинная любовь немыслима без жертвенности. Но что это такое? Для начала ответьте мне на такой вопрос: самоубийство – это самопожертвование? Например, человек признался в любви, его отвергли. Жизнь потеряла смысл. Человек отдает свою жизнь за любовь. Это самопожертвование? Кто считает, что «да», поднимите руки. Теперь те, кто считает, что «нет». Вижу, большинство не согласны признать самоубийство самопожертвованием. Действительно, самопожертвование – это когда человек отказывается от чего-то своего, подчас даже жизни, но обязательно делает это ради другого человека. А в самоубийстве, например, из-за неразделенной влюбленности, присутствует нечто другое: «Я покажу всем, как я сильно страдаю». В самоубийстве не присутствует забота о другом, от самоубийства другим никогда не бывает лучше, всем близким оно приносит только страдания. Самоубийство совершается ради себя.

Теперь приведу несколько иллюстраций к теме самопожертвования, чтобы показать, каким же оно бывает.

Иногда самопожертвование – это большой, решительный шаг. Например, моя супруга закончила Регентскую школу (регент – руководитель церковного хора). Она несколько лет готовилась, чтобы стать регентом, долго училась, она была полна планов о том, как создать хор, как заниматься с детьми прихожан, воспитывая будущих певчих для взрослого хора, и т. д. Когда мы начали свое служение в Талдоме, все эти планы постепенно стали воплощаться. Но жизнь идет вперед. У нас рождается первый ребенок, потом второй, потом третий. И уже встает ребром вопрос: как быть? Самые важные службы, когда необходимо управлять хором наиболее опытному человеку, – это суббота и воскресенье. Даже если бы мы захотели отдать детей в детский сад, мы бы ничего не решили, так как в эти дни детсады все равно не работают. Бабушек, постоянно живущих с нами, не было. Перед матушкой встает выбор: либо она оставляет на несколько лет хор, либо надо искать другие решения, которые были бы скорее всего в ущерб детям. Конечно, она оставляет хор, но за этим «конечно» стоит очень много. Сказать себе: «С сегодняшнего дня ты – не регент, ты теперь – мать», – и отодвинуть на второй план то, что было многие годы на первом, очень нелегко. Нелегко видеть другого человека, занимающего твое место, видеть его ошибки, но не иметь возможности их исправить. А внутренне не возмущаться при этом, конечно, еще труднее.

Но это пример заметного самопожертвования – отказ от своего призвания. Жизнь же состоит, как правило, из более мелких проявлений нашей жертвенности. Весь день отец семейства стоял у станка и думал только о том, как он придет домой и расслабится перед экраном телевизора, наблюдая за футбольным финалом, где участвует его любимая команда. Он открывает дверь домой и… «Милый, сходи, пожалуйста, за хлебом, пока я жарю курицу, потом вынеси мусор, ведро уже переполнено, и возьми из садика Лешку». Все эти дела успеешь закончить только за пять минут до конца матча. Так вот: не возмутиться, не сорваться, а скрепя сердце пропустить почти весь матч и сделать все, что нужно для семьи, – это тоже самопожертвование. Из таких ежедневных «мелочей» и состоит семейная жизнь.

Теперь, после того как мы немного разобрались с терминологией, и я попытался объяснить, что понимаю под словом «любовь», попробую дать определение любви между мужчиной и женщиной. Оно, конечно, будет односторонним, неполным, но его надо дать. Итак, любовь супругов – это единение двух людей, которое рождается в браке и взращивается в течение 10–15 лет совместной жизни. Записываю это определение на доске.

Вступить в брак по любви – невозможно!

Любовь – это единение двух людей, которое рождается в браке и взращивается в течение 10-15 лет совместной жизни.

При таком определении любви, думаю, уже ни у кого не будет возражений против того высказывания, которое было сделано в начале нашей беседы. Вступить в брак по любви принципиально невозможно, ибо любовь рождается только в браке, только после вступления в брак, и проявляется во всей своей силе только после долгих лет. Мы бросаем в землю яблочное семечко и не приходим собирать урожай через месяц, а в течение нескольких лет ухаживаем за деревом и только тогда дожидаемся плодов. Плоды любви появятся тоже не сразу, ибо человеческая душа намного сложнее растения. Не всякое дерево доживает до своего плодоношения, многие и гибнут. Сейчас 60% семей распадается, так и не принеся никаких плодов, кроме брошенных детей и исковерканных душ.

Чему можно уподобить семью? Представим себе два камня – острых, твердых. Пока они не соприкасаются друг с другом, то вроде все хорошо, никто никого не задевает, но положи их в мешок и потряси сильно и долго. Возможны два варианта развития событий: либо камни обтесываются и уже не ранят друг друга, либо не хотят избавляться от своих острых углов, и тогда рвется мешок, и камни вылетают из него. Мешок – это семья. Либо супруги через «мелкие» самопожертвования притираются, либо разлетаются в злобе друг на друга.

Огромное количество разводов происходит через 2–3 года после вступления в брак. Человек, разводясь, убежден: «Такая сварливая жена (муж) попалась! А говорила – люблю! Как меня только угораздило жениться на ней!» И не понимает человек, что не было еще любви, была только влюбленность. За любовь надо было еще бороться. Просто никто из супругов не захотел избавиться от своих острых углов. Человек вступает в новый брак, а там продолжается то же, что было в первом. Он своими колкостями задевает новую супругу, а она, задетая этим, раздражается и задевает мужа в свою очередь своими колкостями. И мужчина наивно полагает, что ему опять попалась плохая жена, а сам так и не видит своих недостатков.

Но самое удивительное происходит через 10–15 лет. Первоначальная притирка в первые 2–3 года – это не предел того единения, которое может возникнуть. Хотя многие семьи именно на этом уровне и остаются. Мне хотелось бы, чтобы вы не забывали главную тайну брака и любви: два в плоть едину. Если всеми силами супруги будут преодолевать все искушения и достойно нести все тяготы семейной жизни, то через 10–15 лет эти два гладких камня сливаются во единый и не разделимый никакими силами камень.

И последнее. Я сам только что дал определение любви, где говорится, что любовь надо взращивать в течение 10–15 лет. Любой из вас может спросить: «А вы сами уже любите по-настоящему?» Тут я должен признаться: «Мы с супругой прожили в браке только 6 лет. Согласно своему определению я не могу похвастаться тем, что уже достиг совершенной любви в своей семье». Еще одна иллюстрация, на которой я, собственно, и закончу сегодняшнюю беседу.

Кухня. Мы сидим с моей матушкой за столом напротив друг друга. Ложки и вилки у нас лежат на соседнем столе. Чтобы мне достать ложку, нужно встать, сделать пять шагов и вернуться на место. Чтобы моей супруге достать ложку, нужно встать, сделать всего один шаг и вернуться. Мне нужна чайная ложка. Конечно же, я не пойду ее доставать сам. Вот еще! Мне десять шагов, а супруге всего два. Я прошу ее дать мне ложку. Она встает и идет за ней. И тут только до меня доходит, что матушка уже на последнем месяце беременности, что она устала за весь день с двумя другими детьми, что вообще эта беременность была очень тяжелая и ей было трудно даже подниматься из-за стола, а я, здоровый и беспечный, жду, когда она принесет мне ложку. Конечно, своим умом я понял, что поступил плохо, и больше не буду делать так, но если бы я достиг совершенства в любви, то я бы просто постоянно чувствовал ее боль, не просто знал своим умом, а своим телом бы чувствовал ее, и мне бы даже не пришла в голову мысль просить ее о чем-либо.

Дополнение к беседе 1

Привычка или любовь

Однажды в школе мне задали вопрос: «Вот вы говорите, что любовь взращивается 10–15 лет. А может быть, за эти 10–15 лет у людей просто рождается привычка жить вместе, а вовсе это не какая-то особенная любовь?» Вопрос очень хороший. Даже Гоголь в своих «Старосветских помещиках» не называет чувство между Пульхерией Ивановной и Афанасием Ивановичем любовью, а просто привычкой. Мне кажется, что Гоголь делает это специально, как бы спрашивая нас, а согласимся ли мы с этим определением – «привычка». Внимательный читатель увидит у Гоголя намек на то, что сам автор так не считал. Гоголь говорит, что Афанасий Иванович после смерти супруги оставлял впечатление человека, лишившегося ноги, то есть лишившегося части своего тела, своей плоти. Ну а я бы кратко ответил так. А разве, когда мать за тысячи километров чувствует своего сына, это обусловлено привычкой? Нет, здесь что-то другое.

Конечно, большинство супругов действительно живут «по привычке», и привязанность их обусловлена только тем, что они уже притерлись друг к другу за много лет, и друг без друга уже пусто, уже скучно. Но вам не надо никогда забывать, что есть настоящая любовь, которая выше привычки. Когда два дерева растут рядом и переплелись друг с другом – это одно. Да, спили одно дерево, другое может даже и упасть без привычной подпоры. Но когда два дерева срослись и через них течет уже единый сок, – то это уже совсем другое. Тут их безболезненно не разорвешь.

Я уже говорил, что русский язык таит в себе много мудрости. Что означает слово «счастье»? Исходя из этимологии этого слова, счастье человека состоит в том, что он живет не один. «Счастье» – то есть «соучастие» в другой жизни. «Я – часть тебя, а ты – часть меня. Мы – со-части друг друга». Человек, который никого не любит, – это бесконечно одинокий и несчастный человек. Вспомните стихотворение «Silentium!» («Молчание!») у Тютчева:


Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои -
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, -
Любуйся ими – и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, -
Питайся ими – и молчи.

Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, –
Внимай их пенью – и молчи!..

Тютчев очень верно передал состояние одиночества. Это стихотворение – вопль несчастного человека. Несчастного в том смысле, что он осознал свое абсолютное одиночество: «Мысль изреченная есть ложь»! Действительно, общение на уровне слов – это ложное, глубоко искаженное общение. Всю глубину чувства, все оттенки испытанного переживания словами никогда не выскажешь. Совершенно уникальное состояние человека передается каким-то общим для всех словом, то есть оно сначала низводится до общего понятия и потом уже передается. Но передается именно это общее понятие, а не само состояние или чувство человека. Почему существует так много видов искусства? Человек хочет выразить себя словами. Но словами многого не передашь. Человек начинает выражать себя музыкой, но и звуками всего не выразишь. Человек начинает рисовать, но и здесь возможности ограничены. И так далее. Все это попытки прорваться сквозь обреченность на одиночество.

Но все же это стихотворение глубоко не право – у человека есть возможность преодолеть это одиночество. «Два в плоть едину …» – этими словами разрушается наша обреченность на одиночество. Любящие друг друга люди (не влюбленные, а именно любящие) обладают счастьем, ибо их души находятся в особом единении, когда они – часть друг друга. Они могут не общаться словами, ибо могут смотреть на мир глазами другого, испытывать все те же переживания, что волнуют другого.

Первая любовь

Все мы, наверное, не один раз слышали о том, что первая любовь не забывается и оставляет след на всю жизнь. Что же такое первая любовь? Что в ней удивительного и незабываемого?

Часто за одним и тем же словом стоят разные явления. В данном случае надо сказать, что первая любовь бывает разная, от очень глубокого и чистого чувства до глупого и мимолетного увлечения. И в том и в другом случае первая любовь действительно не забывается и оставляет глубокий след. Вспомнив определение любви и влюбленности, надо, конечно же, уточнить, что первая любовь – это еще не любовь, а только первая серьезная влюбленность, первое чувство рождающейся любви. Именно чувство любви, а не сама любовь, ибо сама любовь – это не чувство, а состояние двух душ. Влюбленность – это именно чувство.

Что же особенного в первой любви? Ответ очень прост: прежде всего то, что это чувство первое . Все, что совершается впервые, всегда оставляет глубокий след.

Вы никогда не замечали, что дорога, по которой идешь впервые, всегда кажется длиннее, чем когда идешь по ней второй, третий или двадцатый раз? Я очень хорошо помню, как однажды я опоздал на электричку и, чтобы не ждать следующую, стоя на одном месте, решил прогуляться в незнакомую для меня сторону от дороги. Я шел, не спеша разглядывая все, что видел на своем пути. Немного увлекшись дорогой, я вспомнил, что надо возвращаться. Но, о ужас! Я ушел очень далеко, как мне казалось, не менее двух километров, а до электрички – всего десять минут. Я быстро зашагал назад, но, к своему удивлению, обнаружил, что до станции было всего метров семьсот-восемьсот. Когда идешь куда-нибудь впервые, словно само пространство и время раздвигает свои рамки. По количеству впечатлений, полученных на протяжении этих восьмисот метров, дорога казалось длиной в пару километров, потому что новая дорога приносит много новых впечатлений. Иногда человек, пораженный пребыванием в каком-то месте, может честно сказать: «Я был там целую вечность». Обычные будничные дни пролетают быстро и незаметно, а некоторые важные события помнятся вплоть до всех подробностей.

Когда человек впервые серьезно влюбляется, то проходит через целый ряд открытий и потрясений, которые меняют его представления о жизни. Таких перемен в жизни будет немного. То, что было в первой любви, повторить никогда не удастся.

Когда я впервые сел за руль машины самостоятельно без всяких инструкторов, то впервые тогда почувствовал, что машина тебя слушается, что в ней есть удивительная мощь и вся эта сила в твоих руках. С какой скоростью я ехал первый раз? 40–50 км/ч. Чуть позже, осмелев – 70 км/ч. Но я запомнил эту первую поездку, хотя потом сотни раз повторял подобные поездки, и скорость в 70 км/ч кажется теперь черепашьим шагом. Ощущение мощи стало более трезвым, и уже знаешь все довольно небольшие возможности машины. Повторить те же самые ощущения мне уже никогда не удастся, если только не попробовать полетать на самолете.

Здесь открывается еще одна очень важная истина. Первая любовь, как правило, быстро угасает. Чувства, которые еще вчера потрясали человека, становятся привычными, и нам кажется, что любовь уходит. Привыкание – вот что часто убивает первую любовь. Нам хочется, чтобы острота впечатлений оставалась той же, но этого не получается. Чувства притупляются, а мы разочаровываемся. Влюбленность заканчивается в большинстве случаев именно так: разочарованием и расставанием. Недаром же само словосочетание «первая любовь» уже как-то печально указывает на то, что после первой обычно бывает вторая, потом третья и т. д.

Напомню, первая любовь – это чувство рождающейся любви. С чем можно сравнить это чувство? Предположим, вы попали в аварию, получили травму и целый год пролежали в больнице, не имея возможности ходить. И вот вы чувствуете выздоровление. Вам радостно от ощущения, что вы скоро сможете ходить. Чувства переполняют вас. Но вот вы уже встали и уже целый месяц ходите. Вас также будут переполнять чувства, и вы будете радоваться каждому шагу? Вряд ли. Теперь для вас ходить – это самое обычное дело. Например, сходить в туалет – какие тут могут быть романтические восторги? Также и в любви. Пока ты только влюблен, чувства переполняют тебя. А когда ты уже любишь, чувственность уходит, начинаются будни, но любовь остается. Ты ходишь? Значит, ты не похож на лежачего больного, ты другой человек. Ты полюбил, значит, ты уже не похож на влюбленного, все иначе, ты другой человек.

После того, как я так невысоко отозвался о первой любви (мол, она просто первая, вот и запоминается), хочется все-таки спросить: «Может быть, в первой любви есть еще какая-то глубокая тайна?» Да, есть, и она заключается в том, что первое чувство бывает очень чистым и светлым. Эту чистоту надо ценить, ее тоже очень трудно повторить. Когда пьешь из источника воду, то первый раз вода чистая и незамутненная. Но, встревожив родник, мы обязательно замутим его, и, чтобы напиться чистой воды второй раз, нужно уже много терпения.

Мы привыкли к мысли о том, что «любовь нечаянно нагрянет, когда ее совсем не ждешь». На самом деле надо уметь хранить свои чувства, то есть охранять их от случайного волнения, которое может замутить чистый источник нашей души. Большинство людей влюбляются легко и бездумно, легко теряя дар, который нам дан, – чистое и светлое чувство первой любви. Управлять своими чувствами сложно, но возможно. И легко предаться первому случайному увлечению крайне опасно. Для тех, кому удается сохранить свои чувства, первая любовь – это очень глубокое и серьезное чувство, которое может перерасти в истинную любовь в браке. Брак, где первая любовь осталась на всю жизнь единственной, будет самым счастливым. Что может быть лучше для брака, когда прошлое супругов не осквернено никакими случайными связями, увлечениями или влюбленностями.

Вспомним, почему Татьяна влюбилась в Онегина. Пушкин очень верно описывает эту влюбленность:


Пора пришла, она влюбилась.
Так в землю падшее зерно
Весны огнем оживлено.
Давно ее воображенье,
Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой;
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала… кого-нибудь…

Итак, в своем воображении Татьяна уже давно создала некий образ и потому влюбляется практически в первого же встречного молодого человека. Причем Пушкин очень ясно объясняет причину такого состояния Татьяны:


Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли всё;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона, и Руссо…

А теперь, когда она встретила Онегина, вся ее мечтательность и воображение были направлены на него:


Теперь с каким она вниманьем
Читает сладостный роман,
С каким живым очарованьем
Пьет обольстительный обман!
Счастливой силою мечтанья
Одушевленные созданья,
Любовник Юлии Вольмар,
Малек-Адель и де Линар,
И Вертер, мученик мятежный,
И бесподобный Грандисон,
Который нам наводит сон, –
Все для мечтательницы нежной
В единый образ облеклись,
В одном Онегине слились.

Так вот, милые юноши и девушки. Берегите свои чувства, охраняйте свою душу от случайных увлечений, не ищите любовных приключений, не читайте любовных романов, не смотрите пустые сериалы, не увлекайтесь западными любовными мелодрамами. Терпеливо ждите своего настоящего глубокого чувства, и тогда есть надежда, что ваша первая любовь станет первым отблеском, зарей грядущей настоящей любви.

Любовь с первого взгляда

Есть понятие «любовь с первого взгляда». Но я бы сказал, что это страшно – влюбляться сразу после первой встречи. Влюбиться с первого взгляда – это значит запустить в своей душе огромный механизм различных переживаний: позволить себе увлечься мечтами, предаться воображению и фантазиям, при этом ваша душа окажется во власти нарастающего чувства. Остановить этот механизм очень трудно. Влюбленность подобна наркотику: чем больше употребляешь, тем больше хочется его.

Где гарантия, что тот, кто запустил этот сложный психологический механизм после первого мимолетного взгляда, не запустит его вновь после такого же первого взгляда, но уже на другого человека?

Любовь с первого взгляда – это пример того, как человек не умеет и не хочет беречь свою душу, пример явной распущенности. Тратить свои душевные силы неизвестно на кого – что может быть безрассуднее? Так влюбляться крайне опасно. После нескольких таких влюбленностей (а их обязательно будет несколько) душа будет опустошена. Чтобы не было ошибки, после первого взгляда должен быть и второй, и третий, чтобы человек мог проверить свое первое впечатление.

Загрузка...